Европейская комиссия (ЕК) опубликовала разъяснение по поводу норм санкционного законодательства в отношении Российской Федерации. В документе подтверждается, что въезд в страны ЕС на автомобилях, имеющих регистрацию в РФ, запрещен.
Кроме того, пересекающие границу рискуют оставить на таможне ноутбуки, телефоны и другие ценные вещи. В целях и смыслах новых запретов для россиян разбирались "Известия".
Разъясните уточнение
Одним из поводов для уточнения стали многочисленные случаи ареста принадлежавших россиянам автомобилей на германской таможне. Ее сотрудники интерпретировали норму о запрете на ввоз в страну определенных товаров буквально. Как пояснило 4 сентября российское посольство, "аргументы, что в данном случае речь идет не о ввозе товаров, предназначенных для продажи, а о частной собственности, используемой в личных целях и временно ввозимой на территорию ФРГ на законных основаниях, во внимание не принимаются".
В разъяснении от Еврокомиссии такой подход подтверждается юридически. Более того, он также распространяется на ряд других товаров, ранее внесенных в санкционные списки. Под запретом ноутбуки, смартфоны, ювелирные украшения, косметика (включая шампуни), чемоданы и разнообразные сумки, средства гигиены (включая туалетную бумагу, дезодорант и зубную пасту) и даже колпачки и пробки от бутылок. Всё это может быть конфисковано на границе, так как нарушает европейское законодательство.
Приведенное Еврокомиссией разъяснение породило еще больше вопросов. Главный из них заключался в праве таможенников арестовывать личные вещи россиян. Спустя три дня после публикации документа представитель ЕК Даниэл Шеридан Ферри в ходе брифинга дал уточнение к разъяснению.
"Когда таможенные или соответствующие органы стран — участниц Евросоюза применяют эти санкции, нужно принимать во внимание всё. Конечно, если человек пересекает границу, будучи в одежде из списка запрещенных к импорту товаров, то вряд ли он намеревается обойти санкции. Не думаю, что это случай, который стоит брать в расчет. Но если речь идет о ценных товарах, например об автомобилях, к этому нужно строго прислушиваться, и именно поэтому мы публиковали разъяснение", — сказал Ферри.
Въездная заслонка: страны Балтии и Финляндия пытаются закрыть Европу от россиян
Соседние государства судорожно выдумывают способы — как прекратить въездной туризм из РФ
Юбки долой
Однако и этот комментарий не внес ясности в документ Еврокомиссии. По каким критериям работник латвийской или польской таможни будет оценивать, действительно ли гражданин России собирается впоследствии продать надетый на него блейзер или вряд ли?
Будет ли он думать так же, как Даниэл Шеридан Ферри, или решит строго прислушаться к рекомендациям Еврокомиссии и изъять у гражданина смартфон, чью текущую стоимость оценят тут же?
Каковы шансы на то, что гражданка России, въезжающая в ЕС через прибалтийские государства или Францию, буквально не останется в одном лыжном костюме, так как, в соответствии с Приложением XXI (CN код 6204), большую часть остальной одежды у нее могут конфисковать, посчитав, что та является ценным товаром?
Вы не так подумали
Невнятные формулировки, которые открывали обширный горизонт возможностей для европейских таможенников, вызвали естественную реакцию в информационном пространстве. Не прошло и двух дней, как Брюссель выпустил еще одно, второе разъяснение. Впрочем, и оно не добавило четкости.
Автомобили, которые расцениваются как запрещенный импорт и подлежат конфискации "скорее всего", как указывает Еврокомиссия, имеют российские номерные знаки и зарегистрированы в России. Предметы личной гигиены и одежда, надетая или находящаяся в багаже и "явно предназначенная исключительно для личного пользования", вызывает, как пишут авторы документа, "незначительные опасения". В их отношении компетентным органам рекомендуется применять запрет "пропорциональным и разумным образом".
Вредные советы
Вероятно, важнейшей причиной столь абстрактных формулировок в разъяснениях Брюсселя является их рекомендательный характер. Как неоднократно уточняли представители Евросоюза, каждое государство имеет право им не следовать. Очевидно, страны, где доходы от российского туризма находятся на значительном для бюджета уровне, могут этот документ полностью или частично проигнорировать.
По всей видимости, одним из таких государств будет Финляндия. В мае глава Visit Finland Кристина Хиетасаари заявила о ежегодных потерях страны в €600 млн. "Если говорить о доходах, которые Финляндия получала от международного туризма, то доля россиян составляла в нем целых 19%. Это очень много", — сообщила она в интервью Tekniikka & Talous.
Как пишут финские СМИ, ссылаясь на источники в МИД республики, Хельсинки не намерен следовать рекомендациям из Брюсселя. Впрочем, на данный момент нет никаких официальных сообщений по этому поводу. С другой стороны, примечательно, что эта информация появилась на следующий день после рекомендации посольства РФ не посещать Финляндию на машинах с российскими номерами.
В то же время, Литва и Эстония ожидаемо заявила о том, что намерена конфисковать российские автомобили, которые будут въезжать в страну. "В настоящее время граждане России могут пересечь границу только в том случае, если они имеют на это право, либо автобусом, либо пешком", — заявила замминистра иностранных дел республики Йовита Нелюпшене.
Глава МИД Эстонии Маргус Цакхна высказался с большей искренностью. По словам министра, владельцы автомобилей с российскими номерами "не должны наслаждаться в Эстонии привилегиями свободы".
Аналогичное решение приняла Германия. "Германия не станет делать исключения из санкций ЕС для въезжающих в страну россиян. Любые товары, подпадающие под эмбарго, могут быть конфискованы. Проверки на таможенных пунктах, направленные на исполнение эмбарго, проводятся с рискориентированным подходом", — говорится в полученном РБК заявлении немецкой таможенной службы.
Всё будет зависеть от политики в отношении России каждой отдельно взятой страны, подчеркивает научный сотрудник группы институциональных проблем международных отношений ИМЭМО РАН Дарья Моисеева.
— Действительно, никакого жесткого регулирования нет. В каждом отдельном случае решение будет приниматься на местах и будет зависеть от каждой отдельно взятой страны. Точно так же, как разнятся их мнения по другим вопросам. Первыми, на мой взгляд, под эти ограничения подпадут те, кто раздражает больше остальных, то есть "богатые русские". Франция, Италия и Греция, вероятно, будут реагировать мягче, Германия — жестче, — подытожила эксперт.
Едет он, а не я
Таким образом Брюссель, как это уже неоднократно случалось, вводит весьма условный норматив, требующий множества уточнений, к тому же чрезвычайно расплывчатый, как и сам документ, поясняет заведующая сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО РАН Елена Сидорова. По ее словам, степень соблюдения директивы, как и ответственность за последствия, перекладывается на отдельные государства. А в дальнейшем на эти страны ляжет и решение таможенных разногласий с Россией. Реальное значение опубликованного ЕС разъяснения невелико, уверена эксперт.
— ЕС ввел санкции против России еще в 2014 году и постоянно расширяет их перечень. Приложение со списком подсанкционных товаров огромно. В этом контексте обновление требований ЕК от 8 сентября — всего лишь очередное событие в длинном списке мер санкционного давления. Для ЕС оно никакой проблемы не решает, скорее это лишний повод для России указать своим гражданам на недружественное поведение Евросоюза, — отметила Елена Сидорова.
В то же время "дух закона", равно как и последующая дискуссия о конкретной степени унижения, через которое гражданин Российской Федерации должен будет пройти для въезда в ЕС, вполне соответствуют политическим взглядам некоторых европейских политиков, особенно из евроструктур. Однако это не является новостью.
01
Лицензированный таможенный представитель в аэропорту Домодедово - свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0554/02 от 30.12.2013 г. |
02
Регистрация участников ВЭД в Аэропорту Домодедово на основании только пяти сканированных учредительных документов |
03
Наличие 29 филиалов и более 150 офисов по всей России. Опыт ведения деятельности свыше 15 лет. Поддержка на уровне ФТС. |